Докладывая о демографической ситуации в Башкирии, и.о. министра здравоохранения Максим Забелин сообщил, что показатель общей смертности в республике за первый квартал 2019 года составил 12,9 на 100 человек, то есть немного уменьшился (0,8 процента).
— Это на 156 жизней больше, чем за аналогичный период прошлого года, — отметил представитель минздрава. — Основными причинами смерти по-прежнему остаются сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания и внешние причины. На протяжении последних лет в республике наблюдается положительный тренд снижения смертности от болезней системы кровообращения, однако за последние три месяца этот показатель ухудшился, увеличившись на 16,7 процента (+861 человек), и в ряде районов Башкирии значительно превышает республиканский.
За январь-март в республике, по данным Забелина, отмечается снижение смертности от злокачественных образований (на 2,9 процента, или 58 человек). При этом республиканский показатель ниже общероссийского уровня на 15 процентов. Однако главный врач Башкирии констатирует факт низкой выявляемости рака на ранних стадиях новообразования, также имеет место быть неполноценная эффективность лечения выявленных больных.
Заслушав данную информацию, Радий Хабиров точечно прошелся по цифрам районов и попросил минздрав промониторить территории, где показатели смертности выбиваются из общего ряда. По смертности от злокачественных образований он выделил четыре района:
— Берите Куюргазинский, Архангельский, Альшеевский, Стерлибашевский районы. Пусть ваши коллеги с минздрава и онкодиспансера выедут и выяснят, что это такое, — обратился глава региона к министру. — Быть может, это общие волновые погрешности. Если это система, проанализируйте: почему такая история сложилась? В этих районах нет сложной экологической ситуации и других причин. Препарируйте ситуацию, почему в этих районах такое большое количество смертей. В Стерлибашевском районе 366 смертей на 100 тысяч человек. Это много!
То же самое касается смертности по причине болезней системы кровообращения. Радий Хабиров поручил медикам разобраться с пятью районами, в которых из-за этого граждане погибают чаще всего.
— Учалинский, Зилаирский, Куюргазинский, Аургазинский, Ишимбайский районы — посмотрите, в чем там у них проблема. Может быть, недоработки выявления болезней, может быть, сама служба сердечно-сосудистая слаба. Мы можем это рассмотреть в нашем республиканском кардиодиспансере.
Третье место в общей структуре смертности продолжают занимать внешние причины:
— По данному показателю наметилось значительное снижение — почти на 29 процентов, то есть умерло на 295 человек меньше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, сократилось число суицидов на 19 процентов. Однако рост смертности в результате ДТП увеличился практически на 30 процентов, — констатировал Максим Забелин. — В цифрах на дорогах за январь-март погибло на 21 человека больше, чем за первый квартал 2018 года.
— Я, получается, живу в светлой иллюзии, что наши мероприятия по снижению ДТП эффективны? — прервал речь Забелина Радий Хабиров, обратившись к председателю Госкомитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Тимуру Мухаметьянову, имея ввиду, что ранее ему докладывали совершенно другие цифры по динамике смертности по причине аварий. — По показателям смертности от внешних причин (пожары, дороги, утопления, самоубийства) мы наметили робкую положительную тенденцию. Каждое ваше эффективное действие, — обратился Хабиров к кабинету министров, — будет сопровождаться цифрами, за которыми люди, оставшиеся в живых.