Йәнтөйәк
-4 °С
Болотло
Антитеррор
Бөтә яңылыҡтар
Мәҙәниәт
30 Август 2019, 13:43

«Мы ожидаем прорыва башкирского кино!» - члены жюри кинофестиваля «Серебряный Акбузат»

«Мы ожидаем прорыва башкирского кино!» — заявили члены жюри IV Международного кинофестиваля «Серебряный Акбузат». На круглом столе в Башкирском театре оперы и балета эксперты высказались по вопросам развития национального кино, а также представили конкретные предложения на будущие фестивали.

Модератором круглого стола выступил Ходжакули Нарлиев (Туркменистан), который отметил, что уфимский кинофестиваль «Серебряный Акбузат» качественно изменился и по масштабам, и по содержанию. Мысль о прорыве башкирского кино развила известный кинокритик Гульбара Толомушова (Кыргызстан).


«Мы встречались с врио Главы Республики Башкортостан Радием Хабировым, и он оказался большим киноманом. Это значит, что будут инвестиции в башкирское кинопроизводство. У вас есть свой лидер в кино — режиссер Айнур Аскаров, который активно помогает молодежи, консультирует. Мы встречались и с министром культуры. У вас есть желание, есть возможности, есть фестиваль. У нас в Кыргызстане есть великое кино, но нет международного фестиваля», — сообщила эксперт.


Почетный гость фестиваля Кшиштоф Занусси (Польша) подчеркнул уникальность и важность этнического кино. Однако при этом он предостерег создателей этнических фильмов от попадания в ловушку патернализма. Этническое не должно представать как недоразвитие, этнические картины должны быть умными, красивыми, показывать мудрость простых людей, тогда они будет вызывать уважение, подчеркнул мэтр кино.


В рамках фестиваля состоялся специальный показ исторического художественного фильма «Кахахское ханство. Золотой трон». Режиссер картины Рустем Абдрашов (Казахстан) вспомнил, как в свое время его окрылило общение с Кшиштофом Занусси, которого он считает своим наставником.


«Мы не участвовали в конкурсе, потому что было много молодых режиссеров, им призы нужнее. Призы нужны, чтобы окрылять. У фестиваля очень хорошая концепция. Эти режиссеры в мире глобализации делают этнический кинематограф, и теперь он имеет свой фестиваль. Мы посмотрели фильмы тюркского мира, интересные по тематике. Мы очень похожи, а через кинематограф начинаем понимать особенности народа. Это очень плодотворная тема, формат кинофестиваля имеет большое будущее», — отметил Абдрашов.


Ходжакули Нарлиев коснулся такой больной для региональных кинематографистов темы, как отсутствие или недостаток финансирования, трудности проката.


«Сейчас стало очень трудно создавать фильмы. В советское время, если твой фильм утвердил худсовет, ты отдал смету и тебе всё оплатили, и больше не надо думать о финансах. Теперь же не так: у режиссера больше голова болит не о творческих вопросах, а о том, на что снять и как продвинуть фильм, прокатная судьба на нуле. Тюркские фильмы очень часто остаются в стороне», — отметил спикер.


Для популяризации кино, представленного на фестивале, участники круглого стола назвали необходимым обмен фильмами-призерами после участия в фестивале с возможностью показа их на местном телевидении.


Лидер бурятского кино Баир Дышенов рассказал, что бурятский кинематограф молодой, в советское время производства не было. Сейчас в республике в год выпускается по несколько фильмов. Арсен Аракелян из Аармении отметил, что у армянского кинематографа, наоборот, большие сложившиеся традиции.


В нынешнем кинофестивале участвовало восемь лент башкирских режиссеров. Две из них стали призерами — это романтическая комедия Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью» и документальный фильм Кирстен Гайнет «О чем грустит наш дом». Башкирский режиссер Булат Юсупов, новый фильм которого «Первая республика» стал фильмом открытия кинофестиваля, выразил сожаление об утерянных традициях на постсоветском пространстве.


«У нас пока нет башкирского киноязыка, но эксперименты ведутся. Мы потеряли свои традиции, свой киноязык. Есть недооценненность советской школы — а она была сильная, авторская. Нужно вкладываться в кинопроизводство», — считает Юсупов.


Продюсер из Санкт-Петербурга Станислав Ершов высказал практическую идею — при кинофестивале необходимо создать деловую площадку.


«Кино — это индустрия. Сейчас совершенно утрачена система проката. Сделав даже замечательный фильм, вы не сможете собрать деньги на прокат. Надо, чтобы при кинофестивале появился рынок, деловая площадка с участием европейских партнеров. Кино, кроме дебютного и фестивального, в состоянии прокормить само себя».


Гульбара Толомушова напомнила собравшимся, что есть фильм, который объединяет многие народы, представители которых съехались на фестиваль. Это фильм «В ночь лунного затмения» по трагедии Мустая Карима, где играли башкирская актриса Гюлли Мубарякова, узбекская актриса Дилором Камбарова, актриса с казахско-польскими корнями Наталья Аринбасарова. Снимал фильм на Свердловской киностудии в 1978 году бурятский режиссер Барас Халзанов. В связи с этим критик высказала пожелание на следующих фестивалях организовывать ретроспективные показы таких фильмов.


Председатель башкирского Союза кинематографистов Фарит Габитов пообещал, что по итогам круглого стола будут выработаны рекомендации к проведению следующего кинофестиваля.


Автор: Лейла Аралбаева

Фото: Валерий Шахов

Источник: bashinform.ru

Читайте нас: